Ссылки


Rambler's Top100

Rambler's Top100

Последние новости

Популярное

Трактат о лучах: Эгоистический луч E-mail
 

Именно осознание огромной важности избавления человека от его собственной природы желания побудило Христа настаивать на настоятельной необходимости делать добро своему ближнему, а не самому себе, вести жизнь служения, самопожертвования, самозабвения и любви ко всему сущему. Только так могут ум и «око сердца» отказаться от удовлетворения собственных нужд человека ради утоления более важных требований самого человечества.

Пока человек не встал на Путь Совершенствования, он не способен реально оценить обязательное для выполнения требование собственной души  отказаться от стремления к внешнему, материальному, вещественному удовлетворению и от желания. Но именно этим требованием определялась для души необходимость воплощаться и какое-то время подчиняться Закону Перевоплощения. По мере продвижения работы очищения на Пути Очищения требование такого отказа становится всё настоятельнее и чётче, а когда человек вступает на Путь Ученичества, его реакции впервые попадают под контроль Закона Отвержения. Поначалу это происходит бессознательно, но затем всё более настойчиво и с большей осознанностью со стороны ученика, по мере того как он принимает одно посвящение за другим и его понимание обостряется.

В задачу данного трактата не входит обсуждение эволюции неразвитого и малоразвитого человека в связи с этими Законами Души. Я стараюсь показать только путь людей, высокоразвитых интеллектуально, стремящихся и учеников мира. Прогресс неразвитых и средних людей обрисован в следующих предложениях, описывающих последовательные стадии прогресса человека, понуждаемого желанием:

1. Стремление накапливать опыт, существовать и удовлетворять инстинктивную природу.

2. Проживание опыта, захват, существование и постоянные требования для себя более благоприятной участи или судьбы.

3. Из цикла в цикл требование удовлетворения, период временной удовлетворенности, затем новые требования. Такова история человечества.

4. Упорный поиск и стремление к накоплению опыта на трёх планах человеческой эволюции.

5. Такое же накопление опыта, но уже интегрированной личностью.

 

6. Удовлетворение требований до пресыщения, ибо в своё время все обязательно достигают того, чего требуют.

7. Затем выдвигаются требования внутренних духовных достижений, счастья и блаженства. «Потребность в небесах» становится огромной.

8. Смутное осознание двух необходимых условий: очищения и способности правильно выбирать, то есть правильного различения.

9. Видение пар противоположностей.

10. Понимание узкого пути, пролегающего между парами противоположностей.

11. Ученичество и отталкивание, или отторжение (на протяжение длительного периода), не-«я».

Такова в кратком неадекватном изложении история человека, его поисков счастья, радости и блаженства, или (говоря в терминах осознания) перехода от жизни инстинктов к жизни интеллекта, затем от интеллектуального постижения к стадии просветления и конечного отождествления с реальностью, навсегда освобождающей его от Великой Иллюзии.

Скорость, с какой он - на Пути Ученичества - может привести в действие Закон Отвержения, определяется двумя условиями. Первым является качество его мотива. Только желание служить может обеспечить необходимую переориентацию и принятие нового образа жизни. Второе - это его готовность любой ценой быть послушным свету внутри и вокруг него. Служение и послушание суть великие методы избавления, которые вводят в действие Закон Отвержения и помогают стремящемуся достичь страстно желаемого освобождения. Служение избавляет его от уз собственной жизни мышления и необходимости самоутверждения. Послушание собственной душе интегрирует его в более обширное  целое, где его собственные желания и влечения отвергаются в интересах более важной жизни человечества и Самого Бога. Бог - это Великий Служитель, выражающий Свою божественную жизнь через Любовь Своего сердца к человечеству.

Но когда мы слышим эти простые истины и призывы служить брату своему и слушаться своей души, это звучит столь привычно и неинтересно, что едва ли может вызвать значительный отклик. Вот если бы нам сказали, что такая-то форма медитации, такая-то практика дыхания и регулярная концентрация на таком-то центре избавят нас от колеса жизни и позволят отождествиться с духовным «Я» и миром его бытия, то мы охотно и с радостью согласились бы на это. Если же нас - в терминах оккультной науки - убеждают служить и проявлять послушание, нам становится неинтересно. Однако служение является самым эффективным способом пробуждения сердечного центра, а послушание столь же действенно вызывает отклик обоих головных центров на воздействия душевной силы, объединяя их в единое пространство душевного распознавания. Как плохо понимают люди могущество своих побуждений! Если побуждение к удовлетворению желания представляет собой основное побуждение жизни человека в форме, то побуждение служить является таким же основным побуждением души в человеке. Вот одно из важнейших положений данного раздела. Это тяготение пока редко удовлетворяется. Тем не менее, признаки его наличия есть всегда, даже у самых неприятных типов. Оно активизируется в моменты высокого предназначения, в критических ситуациях или при величайших трудностях. Сердце человека живо, но часто спит.

Служить и подчиняться! Таков девиз жизни ученика. Искажение смысла этих слов наполнило их духом фанатичной пропаганды и привело к появлению философских и религиозно-теологических формул, но даже за этими формулами стоит истина. Они представлялись человеку в категориях личностной набожности и послушания Учителям и лидерам вместо служения и послушания душе, сущей во всём. Однако правда неуклонно открывается и обязательно восторжествует. Как только стремящийся на Пути Испытаний получит представление о ней (каким бы смутным оно ни было), закон желания, веками управлявший им, медленно, но неотвратимо начнёт заменяться Законом Отвержения, который со временем освободит его из темницы не-«я». Он поведёт его к тому различению и бесстрастию, которые отличают человека на пути к освобождению. Будем помнить, однако, что различение, основанное на решимости быть свободным, и бесстрастие как признак жестокосердия заключают стремящегося в темницу кристаллизованной скорлупы, разрушить которую гораздо труднее, чем обычную темницу жизни среднего эгоистичного человека. Эгоистическое духовное желание нередко составляет главный грех так называемых эзотеристов, которого надо тщательно остерегаться. Мудрый, поэтому, настраивается на служение и послушание.
б. Закон Отталкивания на Путях Ученичества и Посвящения

Когда различение (духовно соответствующее обонянию - последнему из пяти развивающихся у человека чувств) адекватно развито стремящимся и он знает пары противоположностей и понимает, что находится вне их, он может встать на Путь Ученичества и взяться за трудную задачу исполнения духовных законов, особенно Закона Отвержения. Вначале он едва распознает влияние этого Закона. Ему так же трудно постичь его значение и представить его возможное действие, как рядовому человеку со средним образованием, не имеющему  никакого понятия об эзотеризме, трудно понять смысл оккультной истины, выраженной в следующих словах: «Построение божественным Агнишваттой, солнечным ангелом, действующим через эгоический лотос, антахкараны между высшим и низшим манасом является задачей, которая должна быть решена на стадии созерцательной медитации». Это утверждение сравнительно просто для интеллектуального осмысления среднего изучающего эзотеризм, но совершенно бессмысленно для человека от мира сего. Закон Отвержения так же трудно понять только вступающему на Путь ученику. Ему придётся научиться распознавать его влияние, после чего ему предстоят три достижения:

1. Благодаря служению он будет всё меньше концентрироваться на самом себе, тем самым начиная оккультно «отвергать» личность. Он должен стремиться к тому, чтобы его мотивом была любовь ко всему сущему, а не желание собственного освобождения.

2. Благодаря пониманию пар противоположностей он начнёт эзотерически «нащупывать» тот «благородный срединный путь», о котором говорит Будда.

3. Благодаря осмыслению Христовой заповеди: «Так да светит свет ваш» он начнёт выстраивать «путь света», ведущий в центр жизни, от тьмы к свету, от нереального к реальному и от смерти к бессмертию. Это истинный путь антахкараны, который ученик ткёт из себя (выражаясь символически), подобно тому как ткёт свою нить паук.

Служение, понимание Пути и построение истинного канала исхода - вот задача для решения на Пути Ученичества. Вот цель для всех, кто изучает сегодня эзотерические науки, - при условии достаточно сильного желания, позволяющего научиться бескорыстной работе на благо своих собратьев. По мере успеха в этом и приближении (выводящем на «Центральный Путь») к тому, что не является парами противоположностей, неуклонно вступает в действие Закон Отвержения. После третьего посвящения он становится основным законом, управляющим жизнью.

Слово «отвержение» имеет для многих негативный смысл, и неприязнь к нему сама по себе свидетельствует о свойственной человеку духовной склонности. Отталкивание, желание отвергнуть, отталкивающие отношение, слова и дела ассоциируются в нашем сознании со всем, что неприятно видеть. Однако в духовном и научном смыслах слово «отвержение» означает просто «отношение к тому, что нежелательно». А это, в свою очередь, (при определении желательного) подразумевает добродетели различения, бесстрастия и дисциплины в жизни ученика, а также способность прекратить концентрацию на самом себе. Эти слова говорят о потребности в переоценке нереального и нежелательного и в дисциплине низшей природы, чтобы выбор совершался быстро и легко, позволяя отбросить то, что заточает или задерживает душу. Главное - тщательно и правильно выбранный путь или образ действий, который освободит душу из мира форм и отождествит её, прежде всего, с ней же самой (тем самым избавляя её от мировой иллюзии), а затем - с миром душ, представляющим собой сознание Превышней Души.

Нет нужды распространяться здесь о технической стороне такого выбора. Путь различения, метод бесстрастия и дисциплина жизни исчерпывающе освещены в учениях двух последних тысячелетий, а также в многочисленных книгах, описывающих учения Христа и Будды. Их правильное понимание позволяет сделать правильный выбор и «отвергнуть» то, о чём не стоит  ни мечтать, ни желать. Для многих серьёзных учащихся (таких, как читатели данного трактата) оказалось полезно записать для себя собственное понимание четырёх следующих слов:

1. Различение,

2. Бесстрастие,

3. Дисциплина,

4. Децентрализация.

Для каждого определения довольно и одной страницы, если на ней правдиво изложены самые высокие представления. Учащиеся поймут, что, практикуя четыре эти добродетели, главные отличия ученика, они автоматически приводят в действие Закон Отвержения, который на Пути Посвящения даёт откровение и осознание. Описание этого закона на Пути Посвящения будет слишком сложным для тех, кто ещё неопытен в основном различении и далёк от подлинного бесстрастия. Стоит ли, поэтому, распространяться о его действии в жизни посвящённого? Не думаю. Ученик старается бесстрастно и безболезненно осмыслить различие между:

1. Правильным и неправильным,

2. Добром и злом,

3. Светом и тьмой в духовном понимании,

4. Темницей и свободой,

5. Любовью и ненавистью,

6. Интроверсией и экстраверсией. Имеет смысл поразмыслить над этой двойственностью.

7. Правдой и ложью,

8. Мистическим и оккультным знанием,

9. «Я» и не-«я».

10. Душой и телом.